Портальная конструкция оси Y наиболее популярна у строителей хобби-станков.  Это проверенное и работающее решение. Но существуют моменты, о которых нужно знать. Есть очень хороший ресурс, где доступно и наглядно всё изложено. Поэтому, нет смысла всё дублировать. Может, остановиться только некоторых моментах.

  В первую очередь нужно хорошо представлять, какие силы и моменты дейстуют во время работы станка.

ZNT.

  На иллюстрации отмечены размеры D1, D2, D3, D4, силы A, B, C, D, F  и моменты A и B. Более подробно описнано на cncroutersource.com, если обобщить, то нужно придерживаться следующих принципов:

 -Для снижения износа рельсовых направляющих и ШВП очень важна устойчивость и баланс портала. Чем больше расстояние между каретками оси Х, тем лучше устойчивость, но уменьшается рабочее поле по Х. 

  -По возможности стараться уменьшать высоту портала. Это снизит вероятность резонанса. 

  -Минимизировать вылет шпинделя. Центр масс портала расположить посередине между каретками направляющих оси Х.

  Для оси Z подобные принципы: 

  -Максимально возможно разнести рельсовые направляющие оси Y, а так же  каретки осей Y и Z.

  -На сколько возможно уменьшить пластину-основание под шпиндель.  

Портал сконструирован таким образом, чтоб его центр масс располагался точно между каретками направляющих оси Х. 

  На моём станке конструктивно узел выполнен из алюминивых боксов АД31Т 100х40х4 и 80х40х4, внутри которых будут расположены всё теже "шпангоуты". 

Портал

  Между собой боксы соеденены (проклеено и стянуто болтами М10) дюралевыми подкосами толщиной 20мм. По-идее, должна получиться жесткая конструкция.

Портал_сзади

  Так как, это мой первый опыт в станкостроении, дальше буду делать так, как пердставляю себе и используюя тот инструмент и приспособления, имеющиеся в наличии.

  И так. Нужно выставить портал перпендикулярно столу, вернее к направляющим рельсам по оси Х. Для этого нужно один из рельс сделать основным и уже базироваться от него. На столе нет идеальных поверхностей для базирования, поэтому использую линейку для выравнивания рельса по длине, с подтяжкой винтов от центра к краям и окончательной затяжкой моментом 900Н-См.

Main rail

  Чтоб установить второй рельс, использовал несложное приспособление с индикатором (к сожалению, фото не делал). В итоге получил приемлемую для хоббийного станка параллельность двух рельс, которой можно добиться в домашних условиях.

  Портал готов и установлен на станок для примерки.

millmachine

axisyfull

pulley_y

FaLang translation system by Faboba